Если сравнить внедорожники, рассчитанные на эксплуатацию в условиях города или трассы высокого качества, с обычными легковушками, то принципиальной разницы в конструкции не обнаружится. Кроссоверы выглядят мощнее и тяжелее. Внедорожные шины, как можно заметить в каталоге TireShop, имеют дополнительную маркировку в виде буквенного сочетания SUV — Sport Utility Vehicle, что значит «спортивное специальное транспортное средство». Однако точного определения, какую машину можно считать внедорожником, а какую нельзя — нет. Но разница между покрышками существует.
Внешние особенности
Скаты для кроссовера больше по размерам и, соответственно, тяжелее. Если предполагается, что машина будет ездить по пересеченной местности, а не только по Киеву или любому другому городу, рисунок протектора покрышки внедорожника должен выглядеть грубее и агрессивнее, чем шины для легковых автомобилей. Последние разрабатываются для езды по твердой поверхности и поэтому имеют более плавный дизайн, множество водоотводных канавок для предотвращения аквапланирования.
Компаунд и боковины
Чем тяжелее автомобиль, тем прочнее требуется резина на колеса. Поэтому резиновая смесь для внедорожных шин делается более твердой и, следовательно, стойкой к фрикционному износу.
Автошины для кроссоверов чаще всего имеют усиленную боковину — часть конструкции, соединяющей протектор (беговую дорожку) с каркасным кольцом обода. Такое решение необходимо для того, чтобы резина спокойно выдерживала вес внедорожника и не деформировалась. При езде по городу это дополнительный плюс: можно смело притираться к бордюрам (хотя это и не рекомендуется), не опасаясь за целостность шины.
Протектор и его рисунок
Резина на легковой автомобиль обладает узорами на поверхности, которые «стремятся» к монолитности. Это связано с тем, что скаты рассчитаны для езды по ровному полотну и особый рисунок обеспечивает большую площадь контактного пятна. В покрышках SUV больше отдельно стоящих прямоугольных блоков. Это увеличивает силу давления на одну единицу площади в месте ее контакта с дорогой.
Индекс скорости
Легковые шины обычно обладают большим индексом скорости, чем у внедорожных скатов. Зачастую этот показатель и надпись SUV — единственные внешние признаки покрышки для кроссовера. При этом даже разрешенная нагрузка у них будет одинаковой. Но внутренние конструкционные отличия, конечно же, имеются. Это:
- усиленный корд;
- более жесткая боковина;
- увеличенная масса изделия.
В качестве примера стоит рассмотреть пару наиболее популярных в Украине и мире внедорожных и легковых покрышек одного «семейства» и производителя.
Nokian Hakka Blue 2 SUV
Прочная и комфортная шина, предназначенная для установки на автомобили с полным приводом. Резина достаточно универсальная и может использоваться для поездок в городе, по магистралям и даже неплохим грунтовкам в сухую погоду и при высокой влажности. По сравнению с предшественницей Hakka SUV, данная модернизированная разработка:
- имеет ниже сопротивление качению;
- лучше сцепляется с дорожной поверхностью (даже влажной);
- экономит топливо.
Для дополнительного укрепления боковин использовалось арамидное волокно Aramid Sidewall. Благодаря ему покрышки защищены от порезов, неожиданных ударов, свойственных езде по ухабам и бордюрам.
Другие особенности:
- фирменный компаунд Blue Coral Silica, гарантирующее надежное сцепление с любой поверхностью;
- асимметричный рисунок протектора со спрятанными внутри «камнеотталкивателями» — элементами, помогающими гравию не задерживаться в прорезях;
- Silent Groove Design — полусферические полости по бокам, уменьшающие шумность шины.
- Nokian Hakka Blue 2
Производитель позиционирует серию, как модели для семейных или спортивных машин средней тяжести. Главное отличие от предшественницы — более высокая сцепляемость с влажной и сухой поверхностью, в целом хорошая управляемость при любой погоде, даже в условиях повышенной температуры. Добиться этого удалось благодаря применению технологии Dry Touch 2. Разработанные с помощью компьютерной программы ламели имеют особую форму и выводят воду через центральную бороздку ребра в расширенные кольцевые каналы.
А вот из плечевых зон влага отводится по технологии Coanda. Размещенные здесь протекторные блоки сделаны с изогнутыми стенками. Это помогает быстро направить поток из окружных бороздок в поперечные. На поверхности шашек также предусмотрены направляющие Flow Guides, которые усиливают отвод влаги.
Выводы об автошинах для внедорожника
Основные аспекты, по которым внедорожные шины отличаются от легковых — это прочность, масса и, в некоторых случаях, рисунок протектора. Стоит добавить, что на кроссовер, если вы не собираетесь штурмовать пересеченную местность, вполне можно ставить шины для легковушек в соответствии с размерами. Это даст свои плюсы: расход топлива снизится, а шумность уменьшится. Но вот поступать наоборот не рекомендуется: легковушка на внедорожных покрышках станет ощутимо шумнее, а расход топлива увеличится.